Школа: вперед в прошлое?

Госдума поддержала в первом чтении подготовленные Минпросом поправки в ФЗ «Об образовании» о допуске студентов и специалистов-практиков к преподаванию в школах без диплома. Для широкой общественности это событие прошло почти незамеченным, а вот в педагогических кругах на него отреагировали остро. Некоторые эксперты заявили, что, по сути, школьное образование выбросило белый флаг, пригласив «преподавать хоть кого-то», и это будет иметь крайне негативное значение для качества образования.

Образование без образования

О дефиците педагогических кадров и их старении говорили давно и не раз, в том числе «ЗАКОНИЯ». К 2029 году будет не хватать 188 тысяч учителей. По данным министра просвещения, почти 40% учителей в школах – старше 50 лет, молодые  преподаватели боятся туда идти. Васильева считает, что их отпугивает большое количество отчётности. Новый проект закона «Об образовании» предлагает существенно снизить количество писанины в школах. Но, думается, в первую очередь молодежь недовольна зарплатами, которые, особенно в регионах, мизерные. К тому же вдруг выяснилось, что педагогическое образование при всех недостатках даёт важнейшее конкурентное преимущество на современном рынке труда: коммуникационные навыки. Педагогов с удовольствием берут на должности менеджеров. Но теперь, получается, и их может не стать. До половины студентов педвузов – это заочники, которые уже работают учителем или педагогом дополнительного образования. Теперь им продолжать обучение в педвузе не имеет смысла.

Made in USSR

Если даже бегло рассматривать последние инициативы относительно начального и среднего образования, то школа будущего почему-то обретает черты школы прошлого. Минпромторг пишет национальный стандарт на школьную форму. Роспотребнадзор, Минпрос, Рособрнадзор и Российская академия образования разработали методические рекомендации о необходимости ограничить использование мобильных телефонов детьми в учебных заведениях. Хотя во многих школах они и так запрещены. Звучали предложения ввести в школьную программу дисциплину «Шахматы», чтобы отвлечь детей от гаджетов. При этом IT-индустрия недавно обратилась с просьбой добавить в программу факультативные занятия по киберспорту. В этом перспективном направлении нет притока квалифицированных кадров, а большая часть тех, кто есть – самоучки. И учить их некому. Возможно, в этом плане новая законодательная инициатива будет полезна.

Проблема же нехватки педагогов-предметников была ещё в СССР, особенно в сельских школах. Тогда с этим мирились. Но сейчас, благодаря собственному законодательству, любая районная прокуратура может опротестовать выдачу аттестатов как незаконную. Потому что образовательная программа не выполнена полностью. Выход был найден. Но что он даст в перспективе? Не получится ли так, что следующими вехами будут врачи без медицинского образования, судьи и прокуроры без юридического, военные без военного? 

 

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

 

 

 

Олег Смолин
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех»

 

Отмена обязательного педобразования не спасет школу от дефицита учителей

Законопроект о возможности преподавать студентам и специалистам-практикам без педагогического образования принимается явно не для Москвы. В столице наблюдается, скорее, не проблема дефицита педагогических работников, а проблема конкуренции за учительские места. То есть, имеет место профессиональный туризм, когда из Подмосковья, из других регионов России люди едут в Москву, чтобы устроиться работать учителями, поскольку московские заработные платы существенно отличаются от региональных.

Принятие данного закона – это паллиатив. Еще в советское время некоторые педагоги начинали свою деятельность, не имея педагогического образования. Напомню данные ОНФ, которые в первую очередь относятся больше к России в целом, а не к Москве. В прошлом году по результатам опроса 1300 педагогов, 44% заявили, что, в школах не хватает математиков, 39% — учителей иностранного языка, 34% — русского и литературы, 26% — учителей начальных классов. Формально количество педагогических вакансий намного меньше, поскольку подавляющее число российских учителей работают на 1,5 и более ставки, и шутят при этом, что на одну есть нечего, а на две – некогда. По данным того же ОНФ в 53 регионах России каждый третий учитель получает менее 15 тысяч рублей.

Поэтому, естественно, правительство и Госдума делают хорошую мину при плохой игре, говоря, что принятие данного закона – нормально. Это не нормально и представляет собой реакцию на дефицит кадров. Если со временем студенты педвузов, которые начнут работать без высшего педобразования, найдут себя в школе и получат в заочной форме педобразование, то трагедии нет. Необходимо понимать, что этот законопроект разработан не от хорошей жизни, и он не спасет российскую школу от дефицита образования.

Ситуация сейчас в отрасли серьезная, и если не будет приняты решения о статусе учителя, и повышении в соответствии с майскими указами Президента еще 2012 года заработных плат педагогов, то дефицит педагогических кадров будет расти, и кадровый кризис в образовании будет только усиливаться. 

 

Виктор Панин
Руководитель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг

 

Говорить о том, что учить может любой – неправильно

Жалобы родителей на недостаточную квалификацию и отсутствие педобразования у учителей случаются, и чаще всего, в начальной школе. Родители выясняют различными путями отсутствие необходимой квалификации у преподавателя, хотя, эта информация должна находиться в открытом доступе, в том числе на сайте образовательной организации, в соответствии с действующим Федеральным законом «Об образовании». Однако в 80% эту информацию найти невозможно. И когда родители узнают, что у того или иного педагога недостаточная квалификация, а бывает, что и нет педагогического образования, начинаются проблемы и претензии. Как правило, они заканчиваются либо сменой преподавателя, либо его увольнением. Хотя бывает, что директора школ защищают «честь мундира» и отстаивают преподавателя.

Что касается законопроекта об отмене обязательного педагогического образования, то, на мой взгляд, учителя в школах должны обладать соответствующими специальными знаниями, в частности, методики преподавания предмета. Эти знания даются только в профильных педагогических вузах. Говорить о том, что учить может любой – это неправильно. Необходимо знать психологию ребёнка, много других специальных дисциплин, которые проходят студенты педвузов. Их невозможно заменить какими-то практическими навыками.

Почему создался дефицит педагогических кадров? В первую очередь из-за недостаточного уровня оплаты труда, особенно в некоторых регионах. Это следствие перекоса системы финансирования, когда образование финансируется не только из федерального центра, но и из региональных и даже муниципальных бюджетов. Система так запутана, что иногда невозможно найти того, кто отвечает за это финансирование.

В результате недофинансирования, снижается еще и качество образования. Учителя вынуждены брать 1,5-2 ставки, а это приводит к профессиональному выгоранию. Это же колоссальные нагрузки в первую очередь, психологические: множество детей в классах, каждый со своим характером, культурой, которую они несут из своих семей. Разумеется, учитель, пропуская всё это через свою нервную систему, часто не выдерживает, и попадает в «психологическую» яму.

 

Григорий Шандалов
Директор Школы № 1505 г. Москвы, заслуженный учитель РФ

 

Специалисты без педобразования могут быть успешны в дополнительных дисциплинах

Может ли специалист без диплома быть хорошим учителем? Бывают, конечно, одарённые люди, которые могут без специальных знаний, чему-то научить. Но я отношусь к сторонникам обязательного владения методики, которым придаётся очень большое значение при обучении в институте. Начинающим педагогом я уделял ей очень большое внимание, и считаю, что хороший учитель должен владеть методикой, так как бывают разные дети, которые требуют индивидуального подхода, и владеть такими подходами может только человек, который знает методику.

Как понять, справится ли специалист без профильного педагогического образования с преподаванием? Бывают нестандартные уроки, спецкурсы, группы, проекты, в которых можно попробовать доверить преподавание учителю без педагогического образования. Здесь он может дать гораздо больше результативности и будет намного интереснее учащимся, чем классический педагог. Но, прежде чем доверять преподавание специалисту без педагогических навыков и знаний, необходимо сначала провести вот такое тестирование на определённых предметах или курсах, при подготовке к олимпиадам, сопровождении учеников в исследовательских проектах и так далее. В таких случаях специалист может быть весьма успешен, как бывает успешным классический педагог в традиционном обучении. И пусть они достойно конкурируют, потому, что в достойной конкуренции рождаются успехи.

 

Источник: kitchenremont.ru

Добавить комментарий